|
ЛОВУШКИ В ПУТИ
Иллюзии о неуязвимости.
Обычно люди уверены в собственных силах и
считают что их никто никогда не завербует. И
даже будучи завербованными они этого не могут
осознать.
Это происходит потому, что в нашем сознании
укоренилось традиционное философское
представление, что человек - существо разумное,
мыслящее, ответственное и сознательно
контролирующее собственные действия и мы свято
верим в нашу неуязвимость. Мы не допускаем что
наши мысли, чувства и поведенческие модели могут
кем-то контролироваться. Мы считаем, что никто
не может нами манипулировать помимо нашей воли.
Но это возможно, особенно в периоды "импринтрой
уязвимости". В этот период человека легко можно
перепрограммировать с бормотания "Харе Кришна,
Харе Рама" на веру в то, что "Иисус умер за наши
грехи" или "Кто не с нами, тот против нас",
заставив понять смысл каждой из этих идеологий.
Принимая решение, мы обычно опираемся на
информацию, которую считаем достоверной. Нас все
всегда в чем-то пытаются убедить - будь то
политика, экономика, этика, религия, вопросы
образования, воспитания, юриспруденции или
маркетинга. такие попытки формирования нашего
мнения неизбежны. Но некоторые попытки
оказываются эффективнее, хотя сами по себе они
не хуже и не лучше остальных. У нас нет времени
проверять достоверность каждого сообщения из
общего информационного потока. Ярлыки "хороших"
или "плохих" сообщений мы цепляем на них сами, в
зависимости от их содержания. Когда
информационное содержание нам нравиться, мы
охотно принимаем это сообщение, а когда не
нравиться, то мы ставим защитные фильтры и
называем это сообщение пропагандой. Мы склонны
доверять мнению друзей и компетентных
"экспертов". Тонкая грань отделяет просвещение
от втягивания, а пропаганду от информации. Когда
нас убеждают, само по себе это ни плохо, ни
хорошо, все зависит от цели. Сила убеждения
позволяет просвещать или манипулировать. Глупо
осуждать техники убеждения из-за возможности
обмана. Это все равно, что осуждать еду из-за
возможности переедания. Эффект конструктивности
или деструктивности убеждения зависит от нас.
Если автор сообщения кажется нам привлекательным
и красноречивым, если нам кажется, что у него
благие намерения, если он приводит
многочисленные аргументы в защиту отстаиваемой
им позиции, мы чаще всего поддаемся его
убеждению. Во время шоппинга в супермаркете мы
верим плакатам, утверждающим, что какой-то
определенный товар стоит здесь дешевле, чем в
других магазинах. Мы рассуждаем так: какой смысл
нас обманывать? Мы не можем проверить, вернуться
и уличить администрацию во лжи. Если бы мы
никогда никому не верили, то были бы
параноиками. Но если станем доверять всем и
каждому, то нас сочтут "лохами", потому что
всегда найдется кто-то, кто захочет
воспользоваться нашей доверчивостью в корыстных
целях. Поэтому мы живем по принципу "золотой
середины", балансируя между скептицизмом и
доверием.
Чтобы ответить на вопрос, почему люди вступают в
секты, давайте разберемся, почему люди вообще
склонны объединяться в группы (о чем
свидетельствуют наблюдения за общественной
жизнью в самых разных культурах). Без сомнения,
инстинктивная потребность объединяться в группы
свойственна людям от рождения, потому что все
члены группы, в том числе и харизматической, по
сравнению с индивидуалистами-одиночками получают
ряд эволюционных преимуществ, особенно перед
лицом опасности, внешней угрозы и в кризисных
ситуациях. Человек испытывает потребность в
отношениях постоянно обеспечивающих позитивные
взаимодействия. Тесные взаимоотношения,
позволяющие нам чувствовать, что нас
эмоционально поддерживают, любят, одобряют и
признают, создают ощущение счастья и здоровья.
Какой психологический механизм определяет
склонность присоединяться к харизматической
группе и, в частности, к деструктивному культу?
Чаще всего вербовка оказывается удачной в тот
момент, когда человек находиться в состоянии
импринтной уязвимости, стресса и эмоциональной
нестабильности. Стресс стал характерной приметой
нашего времени. Обычно наши защитные механизмы
помогают нам справляться со стрессом, но бывают
периоды особенной уязвимости, когда мы можем
подпасть под чье-то влияние. В такие моменты мы
способны принять систему убеждений, которая
обещает дать нам новый взгляд на мир, придать
смысл жизни и поставить пред нами новые цели.
(информация готовиться к
публикации) |