|
ВЕЧНОСТЬ
Проблема вечности, о которой говорит лицо
сфинкса, вводит нас в область невозможного. Даже
проблема времени проста по сравнению с проблемой
вечности.
Некоторые намеки на решение проблемы вечности
можно найти в различных символах и аллегориях
древних религий, а также в некоторых современных
и древних философских системах.
Круг есть образ вечности - линия, уходящая в
пространство и возвращающаяся к исходной точке.
В символизме - это змея, которая кусает
собственный хвост. Но где же начало замкнутого
круга? И наша мысль, охваченная кругом, так и не
в состоянии выйти из него.
Героическое усилие воображения, полный разрыв со
всем, что логически понятно, естественно и
возможно, - вот что необходимо для разгадки
тайны круга, для того чтобы найти точку, где
конец соединяется с началом, где голова змеи
кусает свой собственный хвост.
Идея вечного возвращения, которая связана для
нас с именем Пифагора, а в новейшее время - с
именем Ницше, как раз и есть взмах меча над
узлом Гордия.
Только в идее возвращения, бесконечного
повторения мы способны понять и вообразить
вечность. Но необходимо помнить, что в этом
случае перед нами будет не узел, а лишь
несколько его частей. Поняв природу узла в
аспекте разделения, мы должны затем мысленно
соединить его отдельные обрывки и создать из них
целое.
Для современного ума вечность - неопределенное
понятие. В разговорном языке вечность принимают
за неограниченную протяженность времени. Но
религиозное и философское мышление вкладывает в
понятие вечности идеи, которые отличают ее от
простой бесконечной протяженности. Яснее всего
это видно в индийской философии с ее идеей
'Вечного Теперь' как состояния Брахмы.
Фактически понятие вечности по отношению ко
времени - то же самое, что понятие поверхности
по отношению к линии. Бесконечность для линии не
обязательно должна быть линией, не имеющей
конца; это может быть и поверхность, т.е.
бесконечное число отрезков.
Вечность может быть бесконечным числом конечных
'времен'.
Для нас трудно, думая о времени, представлять
его во множественном числе. Наша мысль чересчур
привыкла к идее одного времени, и хотя в теории
идея множественности 'времен' уже принята новой
физикой, на практике мы продолжаем думать о
времени, которое повсюду и везде одно и то же.
|