Вечность
Проблема
вечности, о которой говорит лицо сфинкса, вводит нас в
область невозможного. Даже проблема времени проста по
сравнению с проблемой вечности.
Некоторые
намеки на решение проблемы вечности можно найти в
различных символах и аллегориях древних религий, а также
в некоторых современных и древних философских системах.
Круг есть
образ вечности - линия, уходящая в пространство и
возвращающаяся к исходной точке. В символизме - это
змея, которая кусает собственный хвост. Но где же начало
замкнутого круга? И наша мысль, охваченная кругом, так и
не в состоянии выйти из него.
Героическое
усилие воображения, полный разрыв со всем, что логически
понятно, естественно и возможно, - вот что необходимо
для разгадки тайны круга, для того чтобы найти точку,
где конец соединяется с началом, где голова змеи кусает
свой собственный хвост.
Идея
вечного возвращения, которая связана для нас с именем
Пифагора, а в новейшее время - с именем Ницше, как раз и
есть взмах меча над узлом Гордия.
Только в
идее возвращения, бесконечного повторения мы способны
понять и вообразить вечность. Но необходимо помнить, что
в этом случае перед нами будет не узел, а лишь несколько
его частей. Поняв природу узла в аспекте разделения, мы
должны затем мысленно соединить его отдельные обрывки и
создать из них целое.
Для
современного ума вечность - неопределенное понятие. В
разговорном языке вечность принимают за неограниченную
протяженность времени. Но религиозное и философское
мышление вкладывает в понятие вечности идеи, которые
отличают ее от простой бесконечной протяженности. Яснее
всего это видно в индийской философии с ее идеей
'Вечного Теперь' как состояния Брахмы.
Фактически
понятие вечности по отношению ко времени - то же самое,
что понятие поверхности по отношению к линии.
Бесконечность для линии не обязательно должна быть
линией, не имеющей конца; это может быть и поверхность,
т.е. бесконечное число отрезков.
Вечность
может быть бесконечным числом конечных 'времен'.
Для нас
трудно, думая о времени, представлять его во
множественном числе. Наша мысль чересчур привыкла к идее
одного времени, и хотя в теории идея множественности
'времен' уже принята новой физикой, на практике мы
продолжаем думать о времени, которое повсюду и везде
одно и то же. |